Подшипники — это технические устройства, являющиеся частью опор вращающихся осей и валов. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу или оси, и передают их на раму, корпус или иные части конструкции. При этом они должны также удерживать вал в пространстве, обеспечивать вращение, качание или линейное перемещение с минимальными энергопотерями. От качества подшипников в значительной мере зависит коэффициент полезного действия, работоспособность и долговечность машины.
Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.
В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ
Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу.
В зависимости от конструкции, окружной скорости , условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.
Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает: низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды
Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.
Наряду со стандартными конструкциями изготавливается большое количество подшипников специальных конструкций, использование которых потребителем в каждом отдельном случае согласовывается с изготовителем.
Основная классификация основана на двух признаках: типу воспринимаемой нагрузки и форме тел качения. Вот основные типы:
Маркировка подшипников состоит из условного обозначения и стандартизована в соответствии ГОСТ 3189-89 .
Основное условное обозначение подшипника состоит из семи цифр основного условного обозначения ОУО (при нулевых значениях этих признаков оно сокращается до 2 знаков) и дополнительного обозначения ДУО, которое располагается слева и справа от основного. При этом дополнительное обозначение, расположенное слева от основного, всегда отделено знаком тире (—), а дополнительное обозначение, расположенное справа всегда начинается с какой-либо буквы. Чтение знаков основного и дополнительного обозначения производится справа налево.
ДУО (слева) | ОУО | ДУО (справа) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | — | VII | VI | V | IV | III | II | I | 5 | 6 | 7 | 8 |
Для подшипников с диаметром отверстия в пределах от 20 мм до 495 мм включительно первая и вторая цифры условного обозначения являются частным от деления номинального диаметра отверстия на пять.
Для подшипников с диаметром отверстия до 10 мм первая справа цифра условного обозначения указывает размер диаметра отверстия подшипника в мм. Диаметр отверстия подшипников: 0,6; 1,5; и 2,5 мм обозначают через дробь. Если диаметр отверстия подшипника выражен дробным числом, кроме величин 0,6; 1,5 и 2,5, то он имеет обозначение диаметра отверстия округленного до целого числа, в этом случае в его условном обозначении на втором месте должна стоять цифра 5.
Обозначения диаметров отверстий подшипников от 10 до 17 мм должны соответствовать указанным в таблице:
Обозначение |
Диаметр отверстия подшипника, мм |
00 |
10 |
01 |
12 |
02 |
15 |
03 |
17 |
Подшипники с диаметром отверстия 22, 28, 32, 500 мм и более обозначаются дробью, знаменатель которой указывает отверстия, а числитель – все остальные характеристики в установленном для всех подшипников порядке
Размерная серия подшипника – сочетание серий диаметров и ширин (высот), определяющее габаритные размеры подшипника. Для подшипников установлены следующие серии:
Пятый и шестой знаки обозначают конструктивные исполнения подшипников. Конструктивные исполнения для каждого типа подшипников обозначают цифрами от 00 до 99.
Тип подшипника |
Обозначение |
Шариковые радиальные подшипники |
0 |
Подшипники шариковые радиальные сферические |
1 |
Радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами |
2 |
Радиальные роликовые сферические подшипники |
3 |
Радиальные роликовые подшипники с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами |
4 |
Радиальные роликовые подшипники с витыми роликами |
5 |
Радиально упорные шариковые подшипники |
6 |
Роликовые конические подшипники |
7 |
Подшипники шариковые упорные, упорно-радиальные |
8 |
Роликовые упорные подшипники, упорно-радиальные |
9 |
А75-3180206ЕТ2С2 — подшипник шариковый радиальный однорядный с двухсторонним уплотнением, с диаметром отверстия 30 мм. серии диаметров 2, серии ширин 3, класса точности 5, радиальный зазор — по группе 7, при отсутствии требований по моменту трения, категория А с сепаратором из пластичного материала Е, температура стабилизации колец 250°С (Т2), заполнен на заводе иготовителе смазочным материалом ЦИАТИМ-221 (С2).