О подшипниках

Подшипники — это технические устройства, являющиеся частью опор вращающихся осей и валов. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу или оси, и передают их на раму, корпус или иные части конструкции. При этом они должны также удерживать вал в пространстве, обеспечивать вращение, качание или линейное перемещение с минимальными энергопотерями. От качества подшипников в значительной мере зависит коэффициент полезного действия, работоспособность и долговечность машины.

Подшипники классифицируются по след признакам:

  • По принципу работы:
    • качения
    • скольжения

Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ

Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала  и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу.

В зависимости от конструкции, окружной скорости , условий эксплуатации трение скольжения бывает сухим, граничным, жидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.

Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает: низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды

  • По виду тел качения
    • шариковые
    • роликовые
  • По воспринимаемым нагрузкам
    • радиальные
    • радиально-упорные
    • упорно-радиальные
    • упорные
    • линейные
  • По количеству радов тел качения
    • однорядные
    • двухрядные
    • многорядные
  • По способу компенсировать перекос валов
    • самоустанавливаюшиеся
    • несамоустанавливаюшиеся
  • По наличию  защиты внутренней полости
    • открытые                                       
    • закрытые
      • с одной защитной шайбой
      • с двумя защитными шайбами
      • с односторонним уплотнением
      • с двухсторонним уплотнением

Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.

  • По конструкции сепаратора
    • штампованные
    • массивный
    • без сепаратора
    • другое
  • По способу монтажа и фиксации
    • стопорное кольцо
    • фланец
    • упорный борт
    • закрепительная втулка
    • стяжная втулка
    • другое
  • По иным конструктивным особенностям
    • с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца
    • сдвоенные
    • сферической посадочной поверхностью наружного кольца
    • бортами на наружных или внутренних кольцах
    • отсутствию одного или нескольких конструктивных элементов( без внутреннего или наружного кольца ,без сепаратора)
    • другие
  • По назначению
    • общего назначения
    • специальные

Наряду со стандартными конструкциями изготавливается большое количество подшипников специальных конструкций, использование которых потребителем в каждом отдельном случае согласовывается с изготовителем.

Основная классификация основана на двух признаках: типу воспринимаемой нагрузки и форме тел качения. Вот основные типы:

  • шариковый радиальный
  • шариковый радиальный сферический
  • роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами
  • роликовый радиальный  сферическими
  • роликовый игольчатый или  с длинными цилиндрическими роликами
  • радиальный роликовый с витыми роликами
  • шариковый радиально — упорный
  • роликовый конический
  • упорный или упорно — радиальный шариковый
  • упорный или упорно — радиальный роликовый

Условное обозначение подшипников

Маркировка подшипников состоит из условного обозначения и стандартизована в соответствии ГОСТ 3189-89 .

Основное условное обозначение подшипника состоит из семи цифр основного условного обозначения ОУО (при нулевых значениях этих признаков оно сокращается до 2 знаков) и дополнительного обозначения ДУО, которое располагается слева и справа от основного. При этом дополнительное обозначение, расположенное слева от основного, всегда отделено знаком тире (—), а дополнительное обозначение, расположенное справа всегда начинается с какой-либо буквы. Чтение знаков основного и дополнительного обозначения производится справа налево.                                                        

ДУО (слева) ОУО ДУО (справа)
1 2 3 4 VII VI V IV III II I 5 6 7 8

Основное условное обозначение ОУО

  • I — внутренний диаметр
  • II — серия диаметров
  • III — знак ноль
  • IV — тип подшипника один знак
  • V ,VI — конструктивное исполнение (два знака)
  • VII — размерная серия ширин или высот

Обозначение диаметра отверстия

Для подшипников с диаметром отверстия в пределах от 20 мм до 495 мм включительно первая и вторая цифры условного обозначения являются частным от деления номинального диаметра отверстия на пять.

Для подшипников с диаметром отверстия до 10 мм первая справа цифра условного обозначения указывает размер диаметра отверстия подшипника в мм. Диаметр отверстия подшипников: 0,6; 1,5; и 2,5 мм обозначают через дробь. Если диаметр отверстия подшипника выражен дробным числом, кроме величин 0,6; 1,5 и 2,5, то он имеет обозначение диаметра отверстия округленного до целого числа, в этом случае в его условном обозначении на втором месте должна стоять цифра 5.

Обозначения диаметров отверстий подшипников от 10 до 17 мм должны соответствовать указанным в таблице:

Обозначение

Диаметр отверстия подшипника, мм

00

10

01

12

02

15

03

17

Подшипники с диаметром отверстия 22, 28, 32, 500 мм и более обозначаются дробью, знаменатель которой указывает отверстия, а числитель – все остальные характеристики в установленном для всех подшипников порядке

Обозначение размерных серий

Размерная серия подшипника – сочетание серий диаметров и ширин (высот), определяющее габаритные размеры подшипника. Для подшипников установлены следующие серии:

  • Диаметров 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5
    • Перечень серий диаметров указан в порядке увеличения размера наружного диаметра подшипника при одинаковом внутреннем диаметре.
  • Ширин и высот 7, 8, 9, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6
    • Перечень серий ширин или высот указан в порядке увеличения размера ширины или высоты.

Обозначение конструктивного исполнения

Пятый и шестой знаки обозначают конструктивные исполнения подшипников. Конструктивные исполнения для каждого типа подшипников обозначают цифрами от 00 до 99.

Типы подшипников

Тип подшипника

Обозначение

Шариковые радиальные подшипники

0

Подшипники шариковые радиальные сферические

1

Радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами

2

Радиальные роликовые сферические подшипники

3

Радиальные роликовые подшипники с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами

4

Радиальные роликовые подшипники с витыми роликами

5

Радиально упорные шариковые подшипники

6

Роликовые конические подшипники

7

Подшипники шариковые упорные, упорно-радиальные

8

Роликовые упорные подшипники, упорно-радиальные

9

Дополнительное условное обозначение (ДУО)

Слева:

  • 1 — категория
    • категорию подшипников (А, В, С).
  • 2 — момент трения
    • момент трения (1, 2…9)
  • 3 — группа радиальных зазоров
    • группа радиального зазора  (1, 2…9; для радиально-упорных шариковых подшипников обозначают степень преднатяга 1, 2, 3)
  • 4 — класс точности
    • в порядке повышения точности:
      • 0, 6, 5, 4, 2, Т — для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников
      • 0, 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников
      • 0, 6Х, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников
      • Установлены также дополнительные классы точности 8 и 7 — ниже класса точности 0, изготовляются по заказу потребителей для применения в неответственных узлах

Справа:

  • 5 — материал, конструктивные отличия, спец. требования
    • материал деталей подшипников (например: Е — сепаратор из пластических материалов, Ю — детали подшипников из нержавеющей стали , Я — подшипники из редко применяемых материалов (твёрдые сплавы, стекло, керамика  и т. д.), W — детали подшипников из ваккумированной стали, А — обозначение подшипника повышенной грузоподъёмности, Х,Х1 — кольца и тела качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из цементируемой стали, Р,Р1 — детали подшипников из теплостойких (быстрорежущих сталей), Г,Г1 — сепаратор из чёрных металлов, Б,Б1 — сепаратор из безоловянистой бронзы, Д,Д1 — сепаратор алюминиевого сплава, Н,Н1 — кольца и тела качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из модифицированной жаропрочной стали (кроме подшипников радиальных роликовых сферических двухрядных), Э,Э1 — детали подшипника из стали марки ШХ со спецприсадками (ванадий, кобальт и др.)
    • конструктивные изменения (например: К — конструктивные изменения деталей подшипников, М — роликовые подшипники с модифицированным контактом)
  • 6 — норма шумности
    • требования по уровню шумности (например: Ш1, Ш2, ШЗ и т. д.)
  • 7 — температура отпуска детали
    • требования к температуре отпуска (например: Т, Т1, Т2, Т3, Т4, Т5)
  • 8 — марка смазки
    • смазочный материал закладываемый в подшипники закрытого типа при их изготовлении (например: С1, С2, С3 и т. д.)

Примеры условного обозначения

А75-3180206ЕТ2С2 — подшипник шариковый радиальный однорядный с двухсторонним уплотнением, с диаметром отверстия 30 мм. серии диаметров 2, серии ширин 3,  класса точности 5, радиальный зазор — по группе 7, при отсутствии требований по моменту трения, категория А с сепаратором из пластичного материала Е, температура стабилизации колец 250°С (Т2), заполнен на заводе иготовителе смазочным материалом ЦИАТИМ-221 (С2).

Наверх ↑